Wednesday, April 18, 2007

Эти маленькие различия...

Сегодня на одном часто посещаемом мной веблоге снова вспомнили про язык Пираха (Pirahã). Оказалось, что на английской Википедии этому удивительному языку, в котором нет ни чисел, ни цветов, посвящена целая страничка, с довольно подробным описанием грамматики и фонетики.

Немного повосхищавшись тем, как из двенадцати звуков, один из которых при чужестранцах не произносят, потому что стесняются, как он звучит, можно создать вполне функциональный язык, да еще и привить говорящим на нем нежелание создавать религию, задумываться о причине всего сущего и даже рассказывать небылицы, я заметила, что, наряду, с английской Вики, на ту же тему уже создана голландская страничка, почти полный сдироскоп с английской, но все-таки - потрудился же кто-то, перевел...

И тут вдруг я обнаруживаю маленькое, но любопытное расхождение:
Английский вариант:Pirahã and the Sapir-Whorf hypothesis

Without numerals, the Pirahã do not count. They use only approximate measures, and in tests were unable to consistently distinguish between a group of four objects and a similarly-arranged group of five objects. When asked to duplicate groups of objects, they duplicate the number correctly on average, but almost never get the number exactly in a single trial.

Being (correctly) concerned that, because of this cultural gap, they were being cheated in trade, the Pirahã people asked Daniel Everett, a linguist that was working with them, to teach them basic numeracy skills. After eight months of enthusiastic but fruitless daily study,the Pirahã concluded that they were incapable of learning the material, and discontinued the lessons. Not a single Pirahã had learned to count up to ten or even add 1 + 1.[1]


Everett argues that test subjects are unable to count for two cultural reasons and one formal linguistic reason. First, they are nomadic hunter/gatherers with nothing to count and hence no need to practice doing so. Second, they have a cultural constraint against generalizing beyond the present which eliminates number words. Third, since numerals and counting are based on recursion in the language according to some researchers, then the absence of recursion in their language predicts a lack of counting. That is, it is the lack of need which explains both the lack of counting ability and the lack of corresponding vocabulary. Everett does not claim that the Pirahãs are cognitively incapable of counting.
Голландский вариант:Pirahã en de Sapir-Whorf-hypothese

Pirahã tellen niet, ze gebruiken benaderende maten, en in testen bleken ze niet in staat om consistent een groep van vier objecten en een gelijkgeschikte groep van vijf objecten te onderscheiden. Wanneer ze gevraagd worden een groep objecten te dupliceren, dupliceren ze het aantal gemiddeld wel correct, maar bijna nooit wordt het aantal objecten bij de eerste poging goed uitgevoerd.

Doordat ze (terecht) bezorgd zijn dat deze culturele omissie ertoe leidt dat Pirahã worden opgelicht in de handel, hebben de Pirahã een taalkundige die met ze werkte, gevraagd hen de beginselen van nummers en getallen uit te leggen. Echter, na acht maanden van enthousiaste maar vruchteloze dagelijkse studie, concludeerde de linguisten dat de Pirahã niet in staat waren zich dit aan te leren, en zetten de lessen niet voort. Er wordt verondersteld dat in deze acht maanden niet één Piraha erin slaagde tot tien te leren tellen, of 1 + 1 op te tellen. Echter, het gebruik van snoep als beloning doet de vraag rijzen of de Pirahã wel bij de lessen waren om te leren tellen.
Перевод с голландского:Пираха и гипотеза Сапира-Ворфа

Пираха не считают, они используют приблизительные размеры, и во время тестов оказываются не в состоянии систематически различать группу из четырех объектов от подобным образом расположенной группы из пяти объектов. Когда их просят воспроизвести группу объектов, они воспроизводят их количество только приблизительно, но с первой попытки это им почти никогда не удается.

Из-за того, что они (не без оснований) подозревали, что этот культурный недостаток приводит к тому, что племя Пираха обманывают при торговле, Пираха попросили лингвиста, который с ними работал, бъяснить им принципы чисел и счета. Однако, через 8 месяцев полных энтузиазма, но бестолковых ежедневных занятий, лингвисты пришли к выводу, что Пираха не в состоянии этому научиться и прекратили уроки. Говорят, что за эти 8 месяцев ни один член племени Пираха не смог выучиться считать до 10 или складывать 1+1. Впрочем, использование сладостей в качестве вознаграждения заставляет задаться вопросом, действительно ли Пираха ходили на эти занятия, чтобы научиться считать.
В английском варианте уроки прекратились по инициативе обучаемых, в голландском - по инициативе обучающих. Да и cultural gap vs. culturele omissie тоже как-то царапает...

Похоже, что рабовладельческое прошлое не всех еще тут отпустило :(

No comments: